15 августа 2024 года исполняется тридцать четыре года со дня трагической смерти лидера рок-группы "Кино" Виктора Цоя.
Он погиб в автокатастрофе в нескольких десятках километров от Риги. Но до сих пор музыканта помнят и любят. Тысячи поклонников группы "Кино" пришли на Богословское кладбище Петербурга, где похоронен Цой. В Москве и Петербурге прошли концерты его памяти. Накануне на кинофестивале "Окно в Европу" в Выборге состоялась презентация фильма "Игла Remix" Рашида Нугманова – новой версии культового фильма конца 80-х с Виктором Цоем в главной роли. В Москве на Арбате - толпы фанатов собрались у стены Цоя и хором пели его песни. По всем телеканалам показывали сюжеты, концерты, фильмы о Викторе Цое.
Многие знают Виктора Цоя как киноактёра, поп-звезду, рок-музыканта, автора песен и лидера группы "Кино". Но мало кому известно что Виктор Робертович Цой был талантливым художником. Он участвовал в качестве художника в 26-ти выставках, написал более 100 картин и рисунков. Но широкой публике большая их часть просто неизвестна. Наверное, поэтому сегодня устроить выставку его картин труднее, чем организовать в солидном месте какой-нибудь перформанс. Во всяком случае, такие выставки можно пересчитать по пальцам.
В конце 1990-х гг. в Третьяковской галерее прошла выставка работ "Новых художников", на которой была представлена и одна картина Цоя. В 1988 году на прошедшей в Нью Йорке выставке ленинградских современных художников 10 картин принадлежали кисти Виктора Цоя. 8 января 2002 г. в музее Новой Академии Изящных Искусств открылась выставка "Виктор Цой: живопись, графика, скульптура" (из цикла "Тайная жизнь музыкантов"). На её закрытии (2 февраля) прошла встреча с друзьями Цоя, был устроен показ документальных фильмов. На выставке, посвященной XXV-летию ленинградского рок-клуба (15-21.11.2006, Петербург, ЦВЗ "Манеж"), вместе с живописью других рок-музыкантов экспонировалась картина Цоя "Приглашаем в полет". Весной 2010 в Мраморном дворце Петербурга прошла выставка под названием "Удар кисти", где были в том числе и вещи Цоя.
Родители Виктора всегда думали что он станет художником. Художественное образование и воспитание Цой получал с раннего детства. Валентина Васильевна, его мать, вспоминала, как еще в детском саду воспитатели хвалили ее сына за хорошие рисунки и любовь к лепке, а на выпуске подарили книжку с надписью: "Нашему художнику". Со своей стороны она делала все, чтобы развить способности сына: "Карандаши, краски, пластилин всегда были у него под рукой".
После третьего класса Витю отдают в детскую изостудию во Дворце пионеров. Показателен отзыв руководителя студии и профессионального художника о нем: "Этот мальчик, если захочет, рисует здорово. А если нет, то заставлять его нельзя".
В 6-м классе Цой поступает в художественную школу на канале Грибоедова. Занятия в ней проходили 2-3 раза в неделю после уроков в обычной школе. Ленинградская городская художественная школа (ЛГХШ №1) была и остается лучшим учебным заведением города для творчески одаренных детей. В нее принимались дети, прошедшие серьезные вступительные испытания. Когда говорят о художественном образовании Цоя, прежде всего вспоминают полученную в ПТУ специальность резчика по дереву. Однако основное образование, которое сформировало Цоя как творческую личность, ему дали именно в художественной школе. Здесь же он познакомится с Максимом Пашковым, вместе с которым впоследствии создаст свою первую рок-группу "Палата №6" (другое название "Деревянный контакт").
В средней школе у Виктора были проблемы с успеваемостью, в аттестате за 8-й класс - сплошь 3, реже - 4. Единственная пятерка - по рисованию. Даже учитель по пению не догадался, что перед ним - будущая рок-звезда. А вот таланты Вити Цоя по рисованию трудно было не заметить.
В эти годы Цой разрывается между живописью и музыкой. С одной стороны – увлечения "The Beatles" и "Black Sabbath", игра на бас-гитаре в рок-группе, с другой – учеба в художественной школе и мечта стать художником. К последнему имелись все основания. Тяга к живописи была искренней. Не случайно, подростком впервые оказавшись в Москве, Виктор сразу "побежит в Третьяковку". В мае 1976 года в Этнографическом музее Ленинграда прошла городская выставка "Мы любим Родину свою". На ней 14-летний Цой представил станковую композицию "Все на БАМ". Рисунок занял второе место в конкурсе. Вспоминает В.В. Цой: "Работа была, по-моему, ничего особенного. Но умел Витя точно уловить то, что витало в воздухе. Это у него позже и в музыке проявилось. Чувствовал он как-то по-своему пульс времени. Тогда все только и говорили о БАМе. Витя тоже был романтиком. Нарисовал поезд, едущий на БАМ, ребят с гитарами".
После окончания восьмого класса (1977) Цой поступает в Художественное училище им. В.А.Серова по специальности художник-оформитель. Он еще не оставляет желание стать художником, но уже всерьез задумывается о том, чтобы связать свою жизнь с рок-музыкой. В "Серовке" он отучится всего два семестра и будет отчислен в начале 1979 года. При отчислении Цою выдали направление в ПТУ: "Администрации и общественные организации Художественного училища им. В.А.Серова ходатайствуют о приеме во вверенное Вам училище Цоя Виктора Робертовича, который имеет способности для получения художественной специальности. Цой В.Р. отчислен из училища за академическую задолженность. Академическая справка за полтора года обучения и характеристика прилагаются. Дисциплина Цой В.Р. удовлетворительная. Творчески активен".
По одной версии, Цоя и компанию выгнали за вызывающий внешний вид (серьги, булавки, длинные волосы). Как однажды сказала мать Виктора: "рок-музыка его забрала". Но видимо, причина была не только в этом. Вряд ли молодому панку Вите Цою нравился этот "рассадник пацифизма", где "анашой воняло на всех этажах" (А.Панов), а образование оставляло желать лучшего. Об этом же говорят оценки в его зачетной книжке. По всем предметам, в том числе по Рисунку, стоит оценка "удовлетворительно". И только по Технике живописи и Русскому языку – "хорошо", а по Литературе – "отлично". Графы третьего семестра в зачетной книжке пусты. Позднее в интервью Виктор так скажет об этом периоде своей жизни: "Помню, хотел тогда стать художником, поступил даже в художественное училище, которое, кстати, в скором времени бросил. С точки зрения пользы, это была не очень удачная попытка, потому как ничему меня там не научили, даже испортили во многом".
Среднее образование Витя Цой получит в 11 -а классе вечерней школы № 147 (1978-1980). В школьной характеристике, выданной для поступления в ВУЗ, будут такие слова: "Более склонен к гуманитарным предметам. Много читает, рисует. Принимал активное участие в оформлении школьных вечеров, конференций по предметам".
Когда мы говорим о том времени, необходимо помнить, что в конце 70-х гг. в Советском Союзе еще не было понятий хеппенинга, перформанса и некрореализма, но в определенных кругах давно стали привычными издевательства над советским менталитетом. Еще в 1969 году Венедикт Ерофеев напишет свою знаменитую поэму "Москва – Петушки", а чуть позднее неофициальные ленинградские художники станут устраивать одну скандальную выставку за другой (ДК им. Газа, 1974, ДК "Невский", 1975, выставка "Кирилл и Мефодий", 1978 и др.).
Аналогичные движения возникают и на Западе. В конце 70-х неформальные американские художники хулигански разрисовывают поезда метро и заборы манхэттенского района Нью-Йорка (Ист-Вилледж). В их рядах можно было встретить наркоманов, гомосексуалистов и трансвеститов. Уже в начале 80-х ист-вилледжские художники будут устраивать официальные выставки. Картины одного из них, Кита Харинга (1958-1990), особенно повлияют на художественный стиль рисунков Виктора Цоя (1985-1988).
Как же удавалось 18-летнему Цою совмещать "активное участие в оформлении школьных вечеров" с не менее деятельным участием в панковских акциях? А ведь он, действительно, много времени отдавал рисованию. Приятель Виктора художник Алексей Пугачев вспоминал: "Тогда еще Витя не писал ни музыки, ни текстов. Но много рисовал. Специально ничего не показывал, но когда я приходил к нему домой, он тогда жил у Парка Победы на Московском проспекте, то всюду – на стенах, на мольберте, даже на полу, лежали его рисунки. Не заметить их было просто невозможно".
В основном, это ученические работы, написанные в ЛГХШ и Училище им. В.А.Серова. К ним относятся выжигание на доске, натюрморты и городские пейзажи, выполненные в импрессионистической манере. Две картины "Мои друзья" и "Завод «Металлург» после смены" написаны в духе реализма.
Накопленный опыт и знания пригодились в рисовании плакатов любимых рок-музыкантов: Джон Леннон, Дэвид Боуи, Джимми Хендрикс и др. (1980-1982). Как и свои ученические работы, Виктор пишет плакаты разноцветной гуашью на больших ватманских листах. По своей манере они близки плакатам художника британского поп-арта Питера Блейка, известного больше оформлением обложки альбома "The Beatles" "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера" (1967).
Некоторые из плакатов предназначались для продажи, другие Цой охотно дарил друзьям. Писал Виктор и портреты. Преподаватель СГПТУ №61 Людмила Козловская, где Цой учился на резчика по дереву (1980-1982), вспоминала: "...Он слушал и в то же время постоянно что-то рисовал. У него на последней странице конспекта были какие-то лица, абстракции, люди... И вот, смотрю я как-то - у него уже не в тетради, а на полуватмане, моя во-о-от такая голова... Я гляжу на него и улыбаюсь. А он мне не в глаза смотрит, а на облик, и сам рисует, рисует. Ну, я и думаю: дам ему дорисовать, никто ведь из 36 человек так хорошо и много не рисует. А Цой это умел от Бога".
Цой пробует себя во всех стилях и жанрах: портреты, натюрморты, пейзажи, реалистические и сюрреалистические картины, графика, картины-коллажи, разрисованные фотографии, плакаты. Темы и сюжеты его картин: фантастика, смерть, любовь, героические личности, космос, политика, спорт и т.д. Отдельно стоит упомянуть рисунки на черновиках песен, ученических тетрадях и блокнотах. В основном это зарисовки известных музыкантов (в профиль или анфас), каких-то чудовищ или чертей, шаржи на друзей и т.п.
Изостудия, Городская художественная школа, Училище им. В.А. Серова, полученная специальность в реставрационном ПТУ... Виктор Цой не кривил душой, когда на вопрос журналиста как-то ответил: "Я учился рисованию, живописи десять или одиннадцать лет, поэтому я умею рисовать. Я знаю и анатомию, и как падает свет".
Есть основания говорить о влиянии сюрреализма на Виктора Цоя. Ассоциативность, широкая возможность зрительского сотворчества, а также архетипы сближают эти картины Цоя с сюрреалистической живописью Сальвадора Дали.
Друг Цоя, известный музыкант, журналист и ведущий Александр Липницкий говорит: "Виктору на все это просто не хватало времени, потому что все свою сознательную жизнь он посвятил музыке, а последние два года - еще и кино. Живопись была для него отдушиной и веселым занятием... ...Это его творчество очень даже сходно с его музыкальной деятельностью - это именно та самая поп-культура. Я бы сказал, что это наследие круга Энди Уорхола. Да, то, что делали Цой и Котельников в молодости - очень близко к стилю, который сформировался в студии Уорхола".